Страницы

среда, 9 декабря 2015 г.

Как рождается интеллект

Здравствуйте!

 Сегодня мне на глаза попалась достаточно смешная фраза: «Я относительно умен. Весьма относительно», что заставило меня задуматься о том, как рождается интеллект. 

Для начала расскажу  об основных компонентах интеллектуальной системы. Головной мозг — высшая структура организма, которая управляет всей его работой. Но самое главное — то, что он обеспечивает функции, характер­ные только для человека: мышление, речь, способность к чтению, письму, творчеству. Формирование мозгового вещества начинается с первых дней беременности. Уже на самых ранних эта­пах внутриутробного развития ребенка клетки его мозговой ткани разделяются на два основных класса, выполняющих принципиально
различные функции, — «интеллектуальные» и «хозяйственные».
Компоненты «интеллектуального» класса — нейроны. Это микроносители  интеллекта. Внутри нейрона действует «молекулярная вычислительная машина», которая с помощью закодированной в ней программы анализирует информа­цию, поступающую от различных органов чувств или других нейронов, и преоб­разует ее в электрические импульсы. Определенная последовательность этих импульсов называется нейрокодом. Он обеспечивает передачу информации от нейрона к многочисленным клет­кам организма и запускает их ответ­ную реакцию в виде соответствующих физиологических процессов. Клетки- «интеллектуалы» после рождения не размножаются. Они накапливают всю информацию, поступающую в мозг в течение жизни, и хранят ее в упако­ванном виде в течение всего времени своего существования.
     Пространство между нейронами и их отростками заполнено специализирован­ными клетками, которым приписывают «хозяйственные» обязанности. Этих «обслуживающих» клеток в 5—10 раз больше, чем нейронов. Одни из них (астроциты) очищают внеклеточные про­странства от избытка веществ, которые могут быть химическими «помехами» для процессов, происходящих на поверх­ности нейронов. Они также помогают питанию нейронов, доставляя в них глюкозу и кислород, и ограничивают распространение токсических веществ при повреждении мозга. Клетки другого типа (олигодендроциты) образуют изо­лирующее покрытие отростков нейро­нов, подобное обмотке электрических проводов, создавая тем самым условия  для быстрого проведения электрических импульсов. В отличие от нейронов «хо­зяйственные» клетки могут делиться.
 В построении интеллектуальной системы можно выделить две фазы:

— создание материальной базы;

— формирование и развитие функ­ций интеллекта.

 Что же относится к наиболее дей­ственным инструментам развития интел­лекта ребенка? Первая и наиглавнейшая задача — помочь ребенку сформировать нервные клетки высокого качества и за­щитить их от повреждения. Что для этого нужно? Достаточный и качественный строительный материал, т. е. специфи­ческие пищевые вещества и энергия.

Интеллект и внутриутробное питание

Особое значение придается фо­лиевой кислоте, от которой зависит нормальное размножение клеток. При ее дефиците оно легко нарушается и мо­жет привести к неполноценному (вплоть до развития грубых анатомических пороков) развитию нервной с Одними из самых критичных пищевых веществ, создающих долговременные изменения в структуре нервной ткани, являются омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, в большом количестве содержащиеся в растительных маслах и рыбьем жире. С ними связаны почти все процессы образования нервных клеток, их перемещения в веществе мозга, формирования межклеточных контактов, передачи сигналов от одного нейрона к другому. Для построения материальной базы интеллекта чрезвычайно важна адекват­ная обеспеченность йодом. В составе гормонов он контролирует работу генов, программирующих развитие клеток нервной ткани, обеспечивает строгую последовательность процессов форми­рования, созревания и функционирова­ния головного мозга. Во внутриутробном периоде йод обеспечивает генетически предопределенный интеллект. Мозг проявляет особую заинтере­сованность в отношении некоторых витаминов, прежде всего витаминов группы В. Они помогают выстроить в мозге совершенную анатомическую сеть нейронов и значительно улучшают структуру центров памяти. Материнский организм — единственный источник витаминов для плода, поэтому если возникает их дефицит в питании мате­ри, то это приводит к избирательному нарушению головного мозга ребенка и стойкому пожизненному нарушению всех форм памяти.

Таким образом, качество материаль­ной базы интеллекта напрямую зависит от полноты пищевой обеспеченности женщины в период беременности.

От структуры — к функциям

Однако даже при очень хорошо собранном биологическом компьюте­ре пользоваться им непосредственно после рождения ребенок не может. Мозг ребенка не способен сразу на­чать работать как интеллектуальная машина. Это связано с тем, что в периоде внутриутробного развития не заложено образование связей между нейронами. Однако это нельзя отне­сти к недостаткам развития. Высокая степень незрелости — проявление уникальности биологической эволюции человека. Именно эта незавершенность интеллектуальных структур предостав­ляет мозгу возможность дальнейшего развития, а нам — управления этим развитием.

Каждый образовавшийся нейрон в дальнейшем свяжется с 500—10 000 клетками, создавая коммуникационную сеть нервных отростков общей длиной 4,5 х 106 м. Именно эти связи создают огромный потенциал для развития мозга. Но сами по себе эти связи не образуются. Они создаются под влиянием раннего опыта ребен­ка, каждого нового ощущения, нового взаимодействия ребенка с окружающим миром — дуновения ветра, ласкового прикосновения матери, запаха и тепла отца, качающего перед сном, новой игрушки... В тот миг, когда глаза ребенка встречаются с материнскими, нейрон его сетчатки соединяется с нейроном, находящимся в участке коры головного мозга, отвечающем за зрение, и про­исходит запечатление образа матери. Момент этого соединения подобен проскакиванию по проводам электри­ческой искры. Чем раньше начнется этот опыт и чем он интенсивнее, тем более емкой будет нейрональная сеть. Укрепляет связи между нейронами многократное повторение сигналов. Если опыт приходит (через зрение слух, прикосновения, вкус), то он учит нервные клетки работать. И эти сигналы должны повторяться и повторяться. Если вы хотите, чтобы приобретенный навык остался с малышом, сделайте занятия регулярными. Если же сигналы, прихо­дящие из внешнего мира (зрительные образы, звуки, мимика), не повторя­ются, то связи слабеют, подобно тому, как стираются воспоминания, если их не освежать. Есть такое понятие, как «нейроны, ожидающие опыта». У ребен­ка, который испытывает ограниченное количество ощущений, многие нейроны, ожидающие опыта, просто отомрут за ненадобностью. Наверстать упущенное в более старшем возрасте не удастся. Фундаментальные связи в мозгу должны быть установлены в раннем детстве.

Такие зрелые способности, как мыш­ление, творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. По мере того как развиваются свя­зи, возрастают возможности мозга. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, со­ответствует первым 3-м годам жизни. Это совершенно уникальный период. Такой скорости впитывания информации в структуры головного мозга не будет ни в каком другом возрасте человека.

Раннее развитие предполагает вве­дение нового опыта вовремя. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.
Интеллект и движение

Важнейший стимул развития интел­лекта — импульсы, идущие от рабо­тающих мышц. Для развития речевых областей особенно велико влияние импульсов, поступающих от пальцев рук. Выполнение упражнений и ритми­ческих движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров голов­ного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Пальцевую гимнастику можно начать с 6—7 ме­сяцев и продолжать в дошкольном и школьном возрасте. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. Кроме пальцев, большое развивающее значение для интеллекта имеют язык и губы. Первый год жизни возможно, единственный период, когдакривляться, разговаривая с ребенком, полезно. Полезно также проговаривать слова вместе с ребенком и просить его издавать подражательные звуки.

Сколько информации должен по­глощать ребенок? Лишение или огра­ничение возможности воспринимать внешние раздражители (сенсорная обедненность) ведет к нарушению психической деятельности. При от­сутствии (или резком уменьшении) информации интеллектуальная со­ставляющая стремится к нулю. Уве­личение поступления информации и ее обработка приводят к повышению быстродействия интеллектуальной си­стемы. Но ее избыток может быть вреден. Об этом свидетельствует наличие в мозге специальных струк­тур и механизмов, ограничивающих чрезмерное поступление неактуальной информации, например запуск специ­альных «тормозных» нейронов. В этой связи для сохранения благополучия интеллектуальных систем важно со­блюдать стратегию гигиенического «информационного коридора». Ребенок должен получать информации столько, сколько способен усвоить, не уставая. Для хранения поступившей инфор­мации и восстановления воспринимающей способности необходимы время и материально-энергетические ресурсы. Питание снова выходит на первый план, но уже не только в качестве «строи­тельного материала». Практически те же самые пищевые вещества начина­ют проявлять свои «управленческие» функции.

Значительные регуляторные функ­ции принимают на себя жиры: одни из них превращаются в необходимые мозгу биологически активные веще­ства, другие становятся активными антиоксидантами — основными за­щитниками клеток от химического по­вреждения. Полиненасыщенные жирные кислоты встраиваются в клеточные оболочки нейронов и облегчают про­цесс прохождения нервных импульсовв центрах памяти и обучения. полиненасыщенные жирные кислоты нужны для интеллекта в любом воз­расте. Школьники с высокой жировой обеспеченностью добиваются больших успехов в чтении и решении задач, улучшают результаты тестирования слуховой памяти и заучивания слов.

После рождения сохраняется боль­шая зависимость нервной системы от йода. Но при значительном снижении интенсивности процессов роста мозго­вой ткани (особенно после 1,5—2 лет) йод становится элементом, обеспе­чивающим уже не формирование, но правильное функционирование мозга. В раннем и дошкольном возрасте де­фицит йода снижает познавательные функции, сопровождается нарушениями речи, внимания и образного мышления, затруднением социальных контактов со сверстниками, эмоциональной неустой­чивостью. Дефицит йода у школьников ухудшает восприятие ухудшает восприятие информации, за­медляет темп мыслительной деятель­ности, нарушает тонкую моторику.

Интеллект и сон

Особенная роль в активном фор­мировании интеллекта принадлежит адекватному по длительности и каче­ству сну. В определенные фазы сна происходит блокировка информации, поступающей от органов чувств к мозгу, и мозг начинает интенсивно обраба­тывать ту информацию, которая была получена им во время бодрствования и сохранилась в памяти. В эту фазу в тканях мозга наблюдаются интенсивные процессы синтеза. Предполагают, что именно во время быстрого сна про­исходит восстановление тканей мозга после их повреждения.

Таким образом, выявленные наукой связи между фундаментальными процес­сами формирования мозга и внешними влияниями на развивающийся организм открывают реальные возможности управ­ления интеллектом ребенка. Внутриутробно наиболее управляемой является материальная структура интеллекта, в первые 3 года жизни — его функции. Инструменты вмешательства в интеллект не представляются сколько-нибудь но­ваторскими. Это грамотная организация питания беременной, кормящей жен­щины, а после рождения — и самого ребенка, адекватность, достаточность и повторяемость внешних стимулов, использование механизмов мышечного движения, положительных эмоций, обе­спечение полноценного сна.

Источник : 

 Дошкольная педагогика / Январь / 2014

 О. А. Маталыгина «Как рождается интеллект»

2 комментария:

  1. Людмила Эдуардовна, спасибо за интересную и познавательную консультацию. С удовольствием буду ждать следующие ваши материалы и наработки, очень хотелось бы почитать, что то доступное практическое по логопедии, для начинающих воспитателей логопедической группы.

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, Ольга Владимировна, я с удовольствием поделюсь с тобой своими "умениями и навыками" :)

    ОтветитьУдалить