Страницы

воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Кинезиология

Здравствуйте!
     Существуют разнообразные приёмы в коррекции нарушений речи, которые используются логопедами, в частности мной. Одним из них является кинезиологическая гимнастика. Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить возможности его мозга.Упражнения устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Я использую данную методику парциально, перед логопедическими занятиями или в режимных моментах.
   Предлагаю вашему вниманию один из кинезиологических комплексов, который нужно выполнять каждый день в течении 45-60 дней.

КОМПЛЕКС №1.
  1. "Колечко". Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно, поочередно, последовательно - указательный, средний и т.д.
  2. "Кулак-ребро-ладонь". Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
  3. "Лезгинка". Левая рука сложена в кулак, большой палец  отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется правая и левая рука в течении 6-8 смен позиций.
  4. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почуствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
  5. "Ухо-нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
  6. "Змейка". Соедените ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным пальцем. Палец должен двигаться четко и точно. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
  7. "Горизонтальная восьмёрка".    

   1-я, 2-я недели занятий. Упереться языком во рту в зубы, "стараться их вытолкнуть наружу".Расслабить язык. Повторить 10 раз.
       Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз. 
     Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его "горкой". Расслабить.  Повторить 10 раз.

      3,4,5,6 -я недели занятий. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок "горизонтальной восьмёрки", где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз "туда-обратно" по линии "горизонтальной восьмёрки". 

     7-я, 8-я недели занятий. Одновременно с глазами следить за движением пальцев по траектории "горизонтальной восьмёрки" хорошо выдвинутым изо рта языком.
      
     














4 комментария:

  1. Людмила Эдуардовна, мне очень нравится :) что мы с Вами на одной волне и используем в работе одинаковые упражнения!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Виктория Александровна! Интересно, что мы (логопед и психолог), хоть и преследуем в своей деятельности разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.

    ОтветитьУдалить
  3. Доброе утро, вот это уже тот материал, который и мы, воспитатели, можем в работе использовать! Большое спасибо, Люда! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, Оля! В интеграции наша сила!

    ОтветитьУдалить