Здравствуйте, уважаемые гости!
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. "Дисграфиков" и "дислексиков" шпыняют учителя, дома ругаю родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Дислексия и дисграфия: что это такое?
Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией - нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучания слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков : [б]-[п], [д]-[т], [к]-[г], [с]-[з], [ж]-[ш]. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированны в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: З И Э, Р И Ь. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве Ш или крючок в букве Щ. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия. Этот вид специфических нарушений письма, в отличии от остальных, не связян с состоянием устной речи. Экспериментально доказано, что механизмом оптических нарушений письма являются недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Для решения такой проблемы, как оптическая дисграфия, гораздо важнее говорить о способах ее профилактики у дошкольников с общим недоразвитием речи, чем о путях её преодоления в школьном возрасте. Профилактикой является система мероприятий по предупреждению оптической дисграфии в которую входит развитие зрительного восприятия; формирование зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственных представлений; развитие зрительно-моторной координации; развитие буквенного гнозиса (узнавания); обучение дифференциации смешиваемых букв.
Задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме, я включаю в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
Пособие "Мастерская букв". Цель пособия - помочь детям побыстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направлении элементов букв.
Игра с морскими камушками. Цель игры - трансформация букв, выкладывание и чтение слогов с пройденными буквами. Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.
Игра "Сумеешь показать на пальчиках знакомую букву?" Цель - запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Здравствуйте, уважаемые гости!
Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией - нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучания слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков : [б]-[п], [д]-[т], [к]-[г], [с]-[з], [ж]-[ш]. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированны в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: З И Э, Р И Ь. Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве Ш или крючок в букве Щ. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия. Этот вид специфических нарушений письма, в отличии от остальных, не связян с состоянием устной речи. Экспериментально доказано, что механизмом оптических нарушений письма являются недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико-пространственного восприятия и представлений, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Для решения такой проблемы, как оптическая дисграфия, гораздо важнее говорить о способах ее профилактики у дошкольников с общим недоразвитием речи, чем о путях её преодоления в школьном возрасте. Профилактикой является система мероприятий по предупреждению оптической дисграфии в которую входит развитие зрительного восприятия; формирование зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственных представлений; развитие зрительно-моторной координации; развитие буквенного гнозиса (узнавания); обучение дифференциации смешиваемых букв.
Задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме, я включаю в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
Пособие "Мастерская букв". Цель пособия - помочь детям побыстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направлении элементов букв.Задания и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений на письме, я включаю в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
Игра "Сумеешь показать на пальчиках знакомую букву?" Цель - запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Людмила Эдуардовна!Спасибо огромное за интересную и содержательную информацию.Благодаря Вашим занятиям мой сынок научился рычать!!!!и не только это!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Real Madrid! Спасибо за то, что нашли время поделиться своим впечатлением о моей деятельности.
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Эдуардовна! Спасибо за интересный блог! Нашла для себя много полезной информации.Обязательно будем дома выкладывать буквы из камушков-отличная идея! Жду новых публикаций!
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Катя. Еще, с помощью камешков, буквы можно превращать: П в Н, К в Ж ...
ОтветитьУдалить